Николай Рерих

ВЫСТАВКА КАРТИН В. М. ВАСНЕЦОВА

Сегодня открылась в залах Академии Художеств выставка картин Виктора Михайловича Васнецова.

Получив вместо обычного каталога совсем особый - в виде развернутого свитка, - входишь в зал: несмотря на будничный день и утреннее время, публики уже довольно.

И на общей физиономии зала, и на самих зрителях чувствуется нечто особенное: в ближней части еще слышатся разговоры, но чем дальше, тем тише говор, шаги становятся все осторожнее и надолго замолкают в противоположном конце у Екатерининского зала. Там что-то такое, что заставляет всех замолчать, идти чуть не на цыпочках и держаться ближе к стене.

Давно не видали петербуржцы "Витязя на распутье" - одного из самых характернейших былинных произведений В. М. - Широкое поле усеяно серыми валунами, свидетелями минувшего, свидетелями судьбы черепа, заглядывающего в глаза витязя. Задумался витязь, читая страшную надпись на камне, понурился конь и уставился в землю.

На противоположном щите - одна из первых исторических вещей В. М. "Скифы", живо переносящая в эпоху кульобских ваз. Впрочем, это собственно не историческая вещь: в ней скорее чувствуется тоже былина, нежели история. Богатыри, бьющиеся со скифами, - мотив фантастический, но эта смешанная нота взята так поэтично, что зритель соглашается с нею: она как раз совпадает с теми неясными отзвуками, наполняющими душу о воспоминаниях старины.

В портретах В. М. - есть что-то вдумчивое; особенно поражает передача внутреннего мира в глазах мальчика, по типу - не сына ли художника.

Эскиз "Пира каменного века" полон жизни и духа эпохи.

Воочию убедится публика, какая разница между рисунками костюмов и декораций к "Снегурочке" работы В. М. и постановкою ее на Мариинском театре. Страшно типичны: "Царь Берендей", "Снегурочка", "Весна" (с прекрасно подходящими изображениями весенних зодиаков), "Лель", "Гусляры", "Бирючи", да и вообще все проникнуто таким искренним убеждением и любовью, что исключения ни для чего сделать нельзя. Из декораций лучшие: "Берендеева палата" и "Ярилина долина".

Из рисунков ("Пимен", "Три девицы под окном пряли поздно вечерком" и "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова") лучший - "Пимен".

На знакомой уже по нашему журналу птице "Гамаюне" особенно видно, как мало передает произведения В. М. фотография, - половина прелести его картин заключается в поэтичных тонах.

В противоположном конце зала, где стихают все громкие речи, стоят "Богатыри" - богатырский выезд Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Мимоходом мне уже приходилось передавать впечатление этой грандиозной картины в первом письме; теперь же прибавлю, что, чем больше смотришь на нее - тем яснее представляется, насколько эта вещь цельна, продумана и полна убеждения. Так истолковать основные характерные черты трех исконных богатырей святорусских может только человек, действительно продумавший, перечувствовавший родной эпос, - человек, истинно понявший родную старину. Какую бы деталь картины вы ни взяли - все полно глубокого значения, все именно так, как должно быть: смотрите ли вы на лица богатырей, на их коней, на характерное вооружение, которое у Добрыни и Ильи рукопашное, а у лукавого и самохвального Алеши - имеющее в виду расстояние от врага, лук. Позади богатырей лесистая ложбина, в стороне маячат древние могилы. Серые тучи клубятся по небу. Все могуче, величаво-спокойно; есть в этой картине нечто стихийное, оно-то и заставляет зрителей жаться к стенке и говорить шепотком.

Странно, как только хочу начать говорить о технике, о внешности, о деталях, так сейчас же вместо всяких подобающих соображений в голове вырастает вся картина, хочется описывать ее содержание, поделиться впечатлением... Я думаю, это от того, что художник шагнул в ней за пределы формы, в самую сущность, и притом сущность общечеловеческую. Картины В. М. писаны чувством, поэтому так безотчетно и влияют они на зрителя, подымают в нем тоже чувство, заставляя забывать всякие другие суждения.

Выставка, состоящая всего из 38 произведений, не может дать систематичного представления о художественной деятельности В. М. (так мало знакомой Петербургу); но выставка работ другого художника, составленная также не полно, не могла бы дать сильного впечатления, такова, однако, самобытность В. М., таков светлый порыв, сквозящий на его всех без исключения работах, что и эти немногочисленные образчики его творчества подавляюще влияют на зрителя. Велик должен быть талант художника, светла и чиста его личность, чтобы настолько завладеть зрителем, залить его волною неподдельного чувства! Подобные явления нечасто встречаются, гордиться должна Русь таким художником, как Виктор Михайлович.

1899