Николай Рерих

 

АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ И АВТОНОМИЯ

Интервью для газеты "Биржевые ведомости"

 

Реформа высшей школы, произведшая коренную ломку бюрократического строя наших высших школ, совершенно не затронула такого учебного заведения, как Высшее Художественное Училище при Академии Художеств.

Несмотря на общую забастовку в прошлом академическом году всех учащихся в Училище Академии Художеств, положительных результатов в виде, например, автономного управления художественная школа не получила.

Теперь, когда и другие высшие школы, также обойденные "временными правилами", возбудили и продолжают возбуждать соответствующие ходатайства о распространении автономии и на них, естественным является вопрос, нужна ли автономия Училищу при Академии Художеств?

Как известно, ученики Академии Художеств почти все поголовно стоят за распространение автономных начал на свою альма матер. Противоположного взгляда держится часть профессоров.

За разъяснением вопроса, нужна ли Академии автономия, мы обратились к секретарю Общества Поощрения Художеств, талантливому художнику Н. К. Рериху.

 

Говоря об Академии Художеств, мне меньше всего хочется думать об автономии. Нужна ли она Академии? - Нет, не нужна. Больше любви к искусству, больше занятий чистым искусством - вот что нужно для Академии в настоящую минуту, вот в чем ее первая и главная потребность.

Я должен оговориться, что это мое мнение только относительно Академии Художеств; как художник я против автономии, но как бывший студент Университета я всецело стою за автономию... но для Университета.

Повторяю, единственное пожелание для Академии - как можно больше занятий искусством, но искусством чистым, без административных и бюрократических придатков.

Пусть наконец надпись над Академией: "Свободным художествам" перестанет иметь свое двусмысленное значение, перестанет вводить многих в понятное заблуждение.

Кстати сказать, об отношении самих учеников к своему делу.

Профессор Ционглинский рассказал мне такой случай, который может прекрасно охарактеризовать это отношение.

У одного из довольно талантливых учеников он спросил, почему тот прекратил посещение классов, и получил такой ответ:

"Я уже получил необходимое число первых номеров для перевода в мастерскую, а потому считаю излишним продолжать работу"...

Так говорил человек, посвятивший себя чистому искусству.

Что такому ученику искусство и художественный труд? Что, наконец, он может дать искусству?

Что ему Гекуба?

Это не художник - ему важен диплом, дающий известные права, и больше он знать ничего не хочет.

Я помню, в бытность мою в мастерской А. И. Куинджи, мы меньше думали об общих порядках Академии. Ближе стояли вопросы о количестве этюдов, о новых картинах, о летних художественных экскурсиях.

Товарищи по выпуску наверно все помнят тот подъем, при котором писались картины к конкурсной выставке.

Воображаю ужас Архипа Ивановича, если бы ученик ответил ему, как профессору Ционглинскому!

Искусство само по себе автономно. Но только при условии настоящей личной автономии, а не автономии учреждения, развивалось и процветало искусство.

Ведь всемирная роль, которую сыграли академии для искусства, нам хорошо известна!

Поменьше бюрократии - вот чего нужно требовать ученикам Академии. А таким отношением к делу, как теперь, создается такое положение вещей, что выдающиеся художественные события - возьмите, например, портретную выставку - проходят бесследно.

Вот говорят в городе о том, будто в нынешнем году совершенно не будет конкурсной выставки ученических работ при Академии. Я лично этому не верю. Это так невероятно, можно сказать, чудовищно, что буквально не хочется верить...

1905