Николай Рерих

СОБИРАТЕЛЬСТВУ ДОБРОЕ СЛОВО

К благотворительной выставке "Памятники
русского театра из собрания Л. И. Жевержеева"

 

Среди зарослей, трав и лишаев, на великой равнине, между темных тропинок, вырастают и цветы, яркие и затейливые. Чем гуще заросль, тем цветы неожиданнее.

Мы все-таки мало знаем свое. По-прежнему около искусства столпился маленький кружок. Разве не смешно число десять тысяч на столицу России? А между тем число постоянных, верных друзей лучших выставок, первых концертов, представлений мало растет.

Почти знакомы эти друзья искусства. Если бы основать общество этого названия, то все верные неизменно пришли бы. Пришли бы защищать искусство.

Странно слышать, когда говорят о каких-то завоеваниях искусства. Когда, замкнувшись в круге, думают о новых художественных утверждениях.

Где эти завоевания? Около искусства все те же стойкие друзья. За ними толпа безразличная. В лучшем случае любопытная.

Вспомним о тех бесконечных пространствах России, где искусства вообще не видали. Говорю это не со злобою, не со смехом, а только из желания широких и блестящих завоеваний искусства.

Пока искусство неразрывно с подвигом. Подвигом вырастает творчество. Не чуждо подвигу почти каждое собирательство. К нему надо подходить бережно. Помочь его росту. Как легко тушить и темнить!

Подумайте только, какое подавляющее большинство жителей столицы живет вовсе без искусства. Или довольствуется грубой подделкой. Или задыхается среди пошлости, не дерзая, а может быть, и не желая выйти из нее. У всех нас на глазах потрясающие примеры.

А сколько притворства! Сколько чужих слов, лишь бы скрыть свое безразличие.

Собирательство, высшая степень любви к искусству, часто тоже затруднено у нас. Старое блестящее собирательство вымерло. Новое еще нарождается, бродит среди опытов, огорчений и достижений.

Трудно собирательство картин, но еще труднее собирательство театрального искусства.

Отдельная картина, отдельный рисунок все-таки могут хотя бы отчасти характеризовать художника. Но не даст картины театра эскиз части декорации или отдельно оторванный рисунок костюма.

В одно зрелище входят все части постановки. Все детали складывают по одному плану задуманную картину.

Конечно, не легко суметь собрать целые постановки. Часто театральный материал рассеивается уже во время самой работы, скрывается так же быстро, как исчезает за занавесом действо на сцене. Но зато оградить, запечатлеть художественный замысел, мимолетный, исчезающий, составляет ценную задачу собирателя.

Часто собирательство возникает случайно; так же случайно и разбивается о первую преграду жизни. Чаще все это бывает в собирательстве темном, в деле гномов, хоронящих сокровища.

Любопытство и мода, недовольство и скука, но не любовь и преданность основывают собрания случайные. Становится значительным, привлекает и убеждает собрание тогда, когда случайность заменяется смыслом, любовью и непреклонным желанием.

Вижу, что настоящее собрание в последнее время стремится к связным характеристикам, ищет полную картину и при желании может обратиться в музей театрального искусства.

Дать страницы театральных эпох, оставить ясную память о том, что увлекало значительное число лучших людей, составляет красивую задачу. Особенно у нас и теперь, когда искусство в нашем театре оценено высоко.