Николай Рерих

УЗРИТЕ

Незрячих всегда жалко: "Бедные они!"

И трогательны они, когда хотят излечиться.

Но когда слепота происходит от желчи, тогда незрячие становятся уже противными.

Тогда они вредят жизни и всему живому.

Мертвы тогда слепцы.

Мертвое все пусть погибнет.

Я радовался, слыша, что Москва приняла дружелюбно превосходную развеску картин Третьяковской Галереи.

От души поздравлял я Грабаря, так блестяще, так мужественно решившего трудную задачу.

В новом прекрасном подборе и освещении воссияли многие художники.

Суриков, Репин, Нестеров, Перов, много сильных имен вызвало новый искренний поклон их творчеству.

Радостно было видеть, как таял мрачный хор всегда чем-то недовольных.

Право, мы успели затоптать много светлых дел. Мы сумели не заметить вовремя столько особенных людей, что каждое справедливое общественное прозрение должно доставлять радость.

Помню Павла Михайловича Третьякова.

Помню его приходы ко мне и его неожиданные, особенные разговоры. Разговоры "не зря" - разговоры по существу и вне личных соображений.

Он умел мыслить не узко, не лично, а лишь для твердого общего строительства.

Лучший привет удаче Грабаря прислал бы сам Павел Михайлович.

Именно он сам больше всех оценил бы, что сделал энергичный Грабарь для истинного прославления всего, чему Павел Михайлович служил всю жизнь, во имя чего творил он свой подвиг, трудный и прекрасный.

Каждый из нас, собирающих, знает, как ценно мнение чуткого, сильного человека о размещении его собрания.

Доброжелательный, знающий глаз всегда приносит радость каждой коллекции.

Всякое собрание, ценное и живое, растет и движется, как и всякий жизнеспособный организм.

Уезжая в прошлый раз из Москвы, записал я две вещи:

Первое - счастливые решения архитектурные, виденные у Щусева.

Хотел завидовать и кланяться Москве за ее умение привлекать сильных людей, открывать им широкий размах, ими расти, знатнеть, укрепляться.

У Москвы зрячий "добрый глаз".

Теперь мне говорят, будто по поводу развески в Третьяковской Галерее еще будут какие-то разговоры.

Не верю.

Разве не всем еще очевидно, как сейчас выиграла Галерея? Разве незрячие глаза, разве мертвые рты еще пытаются что-то опрокинуть? Знаете: лишь бы опрокинуть, лишь бы уменьшить удачу...

Думаю, что общественное достоинство Москвы настолько высоко, что разрушить удачное достижение никому не удастся.

Если дело растет во славу его создателя, если гордость Москвы - ее городская галерея - расцветает и украшается, то никому не придет в голову сказать мертвое слово.

Повторяю: у нас столько омертвлено, столько живого в землю закопано, что мы должны радоваться каждому подвигу, каждой удаче.

Незрячие, узрите!

Январь 1914