Николай Рерих

ЗА РУССКОЕ ДЕЛО

Слава Богу, хоть иноземцы заботятся о молодом русском художестве! Не легко ему: в глазах публики ржавым пятном лежит на нем нелепое клеймо "декадентства", и им заклеймлено все, что помоложе. Оговорюсь, что название искусства "молодым" совершенно условно; разве не понятием "молодого" искусства, полного искренней непосредственности, творили и славные Барбизоны, и Рембрандт, и Веласкес, и другие?

Но, так или иначе, наши старые художники вдруг позабыли про свое былое время - тоже время исканий и стремлений, отвернулись от самой простой справедливости и начали открещиваться от молодых, притом еще обвиняя их в узости взглядов. А ведь надо иметь большие силы, чтобы без поддержки, как нравственной, так и материальной, все-таки твердить свое полюбившееся художественное слово! И в таком положении было много наших молодых художников на последних выставках. Выдержали бы их силы такой дружный поток отрицаний, неизвестно, но тут явилась неожиданная помощь, произошло нечто новое.

Началось это новое с прошлой всемирной выставки. Своевременно мною говорилось о результатах этой выставки для русского искусства. Лучшие критики Парижа, Арсен Александр и Жоффруа, обратились с хорошим словом именно к русским молодым художникам. Затем профессор Мутер в газете "Der Tag" высказался о важном значении молодых художников России в рядах мирового искусства. Еще недавно мне приходилось слышать от Кормона о своеобразии русской живописи. Такое единогласное мнение приятно, но гораздо важнее, когда хорошие слова перешли в дело, когда европейские музеи и официальные лица начали приобретать русские произведения.

Со всемирной выставки были приобретены для Люксембургского Музея скульптура князя П. Трубецкого и картина Пастернака, бывшая несколько лет назад на передвижной выставке. Мало того: администрация Люксембурга наметила целый список русских художников, произведения которых считается желательным приобрести для Музея.

На теперешней международной выставке в Венеции была куплена для Римской Галереи известная картина Ф. А. Малявина.

Вслед за этим на Мюнхенской Международной Выставке принц-регент баварский приобрел картину В. Зарубина. Для русских эта покупка знаменательна, ибо баварский двор уже издавна является средоточием выдающихся художественных сил.

На той же Мюнхенской Выставке удостоены медалей картины Кустодиева, Пурвита и Рылова. На выставке в Дрездене большая медаль присуждена князю П. Трубецкому.

Все эти факты нахлынули вдруг. Видно, на Западе в самом деле заинтересованы ходом нашего молодого искусства. Ну что же, пусть хоть Европа поддержит его, и велико же будет удивление иностранцев, которые в музеях нашей столицы не отыщут имеющихся у них русских художников и с недоумением узнают, что эти художники обретаются у нас вовсе не в почете.

Надо нам иметь художественные взгляды пошире, а то чего доброго и тут Европа поставит нас впросак, - тогда будет нам стыдно.