Николай Рерих

СОБИРАТЕЛЬСТВО

Записные листы художника

 

Собирательства много.

Во всех городах и углах идет темное собирательство. Назначение этого собирательства неизвестно; судьба его - пропасть без следа; так чаще всего.

Еще есть собирательство - темное и жадное; больное собирательство, прячущее сокровища свои; забывающее, для чего эти сокровища созданы. Собирательство гномов.

Много и разумных собирательств.

Собирательство - высокое, широко открывающее доступ к восхищению и изучению собраний. Собирательство, публикующее собранные ценности для пользы всеобщей.

Но существует еще одно собирательство - скажем, собирательство светлое. В нем собиратели не только открывают сокровища для изучающих, но несут собрания туда, где сейчас они нужнее всего; туда, где сокровища могут выявить наиболее ощутимую силу своей красоты.

Такое собирательство редко. Для него нужно счастливое сочетание любви, силы, средств и близкой причастности к делу.

Пример этого собирательства - выставка Музея княгини Марии Клавдиевны Тенишевой в Париже в луврском павильоне Marsan.

Эмали собственной работы княгини, выставленные в салоне Марсова поля незадолго до открытия выставки Музея, подчеркнули, как близка художница к искусству и чего ищет она сама, возлюбив народное творчество.

Одна из эмалей приобретена в Люксембурге, где русских почти нет.

В газетах писалось, будто княгиня вывезла свои сокровища из Смоленска исключительно из страха за их сохранность во время аграрных бедствий.

Это не так. Конечно, было беспокойство за сохранность народных сокровищ, собиравшихся с таким трудом и упорством. Но первоначальная мысль была гораздо полнее, и зародилась эта мысль уже давно: показать Западу красоту нашей древности и народного умения. Показать то, что ценно не с узконациональной точки зрения, а то, что близко прекрасному в понимании мировом, о чем в Европе знали лишь с чужих слов или по немногочисленным образчикам иностранных музеев.

Мобилизовать тысячи номеров музейных вещей; перевезти, разобрать; снова перевезти на выставку, устроить. Сколько энергии, сколько силы нужно, а главное - сколько заботы к любимому делу.

И Запад понял, что сделано. Г. Бержер, открывая выставку Музея, подчеркнул значение труда княгини. Статьи в "L'Art et les Artistes", "L'Art et Decoration", "L'Art Decoratif", "Journal des Debats", "Aurore", "New York Herald" и в десятках других журналов и газет оценили и художество княгини, и выставку ее Музея. Оценили с таким вниманием, как мало еще писалось о русских делах. Княгиня своими выставками угадала ответить на запросы интереса Запада.

Мы несчастливы на людей, преданных искусству. Их мало, часто они отпадают от этой переменчивой области или затихают вовсе. Только такие явления, как княгиня Мария Клавдиевна, всегда бодро выступают в бой за искусство любимое.

Работа ценная. Собирательство светлое.