Николай Рерих

ПОРИЦАНИЯ

Записные листы художника. ХL

 

Соберите все радостное, сказанное об искусстве, и все о нем порицательное. Последнее перевесит безмерно.

Находить некрасивое, подробно его исследовать, углубленно им заниматься - это мы любим.

Выделить же только красивое, только на нем сосредоточиться, только ему радоваться - это не нужно. Уменье заниматься только нужным, только красивым века вытравили из нас уже в значительной мере.

У нас не сложилась привычка презрительно миновать все скверное, все некрасивое. Миновать так же точно, как ежедневно равнодушно проходим мимо тысяч нам не нужных вещей.

Разве только из чувства обиды за красоту так любим мы присосаться к чему-нибудь некрасивому? Нет ли в этих делах побуждения обратного?

Одни только воздвигают. Другие только вывозят мусор. И в занятии мусором развивается особенная к нему заботливость. Становится важным не то, около чего мусор собрался. Становится милым самый процесс выгребания мусора. Иногда само строение даже мешает такой работе.

Часто, когда начинают говорить о том, что худо, в речи являются голоса сладострастия.

Точно говорят о чем-то близком, своем. Точно в способе обругать уже заключается наслаждение самодовлеющее. Тайное обожание миазмов.

Речи о красивом и хорошем чаще оказываются гораздо ниже и суше набора брани. Исполняется скучный осмотр. Торопятся кончить скучный долг. Исполняющий его боится оказаться смешным. Боится, чтобы речь о красоте не выбила его из строя "настоящих" деловых людей.

Так во всех оценках. Изумленно восхищаемся, если участники осмотра говорят только об удачном.

Редкость, если люди решились не сосредоточиться только на несовершенном.

И сколько молодых желаний, сколько чудесных стремлений, сколько правдивых слов убивается пристрастием к обсуждению несовершенного. Сосредоточенно погребают люди красоту. Ради этих погребений ни что не щадится; теряют нужное время; забывают о размерах жизни; оставляют начатые дела...

О размерах ли жизни говорить? О значении ли каждой крупицы прекрасного? Не смешно ли?

Может быть, лучше, наморщив лоб, собрать статистику о системах преподавания? Изобрести аппарат для подсчета рангов и категорий? Выдумать новые значения?

Мы разучаемся чувствовать искусство. Путь художников остается одиноким. Мы не прочь прожить все положенное нам число лет без взгляда на прекрасное.

Наблюдайте красивое. Несовершенное забудьте. Об этом твердим много раз.

1908